Согласно исследований зарубежных зоологов (Joslin, 1967; Theberge, Falls, 1967; Harrington, Mech, 1982; Harrington, 1986) животные, в частности волки, более охотно отвечают на живой голос человека – вабельщика, чем на магнитофонную запись. Объяснить это можно в частности тем, что большинство электронных воспроизводящих устройств в "полевом" исполнении имеют большой процент динамических искажений и содержат гармоники, что позволяет животным и птицам безошибочно отличать живой звук от записи. Приводя в пример именно эти исследования, я хочу отметить, что волк является наиболее умным и сообразительным животным, обитающим в наших лесах, а общение голосом,(вой) – основной вид коммуникации помимо пахучих точек и визуальных отметок.

А в апреле 2004 года мне, автору этих строк, удалось на гусиной охоте убить на коротке матерую волчицу, которая была привлечена видом гусиных чучел и живым звуком гусиного манка. Хорошо сделанные и настроенные утиный и гусиный манки, безусловно, являются самыми эффективными средствами привлечения птиц, и не только птиц, как следует из вышеописанного опыта.
Подсадная утка может оказаться совершенно негодной, подсадной дикий гусь может "разогнать" подлетающую стаю, манок – никогда.
Все зависит от качества изготовления манка и ваших способностей извлекать из него звуки. Последнее требование в большинстве случаев пугает многих охотников, но, как говорят в народе, глаза боятся - руки делают, и сейчас мы и попытаемся разобраться, что такое хороший утиный и гусиный манок, и как из него извлекать звуки.
Немного истории
Своим появлением утиные и гусиные манки обязаны американцам с восточного побережья США. Первые упоминания об утиных манках относятся к 1854 году – на американской гравюре под названием "Утиный выстрел" изображен охотник с манком “Tongue Pincher Call”. Этот манок устроен в виде двух деревянных тоновых досточек с воздушным каналом, между которыми располагается металлический язычок, и скрепленных металлической трубкой – горном. Такие манки можно до сих встретить на прилавках наших магазинов в виде дешевых поделок, н надо честно сказать, что такой манок никуда не годен. Звук такого манка очень далек от оригинала, однако на заре появления первых утиных манков они пользовались спросом.

Фред Аллен (Fred Allen) – впервые его имя упоминается в 1863 году в связи с появлением утиных манков. В 1870 году Чарльз Граббс (Charles Grubbs) претендует на звание первого человека, торгующего манками на коммереческой основе. 1885 год – первый патент на гусиный манок Дэвиса Фуллера (Davis Fuller). 1903 год – Август Кахлемейрер (August Kuhlemeirer) патентует утиный манок нового типа, где используется одна тоновая доска с воздушным каналом, закругленная особым образом. С этого момента манки приобретают современный вид. В 1936 году состоялся первый чемпионат по способам и методам подманивания дичи. Победителем того чемпионата стал Том Велш (Tom Welsh) – первый и единственный победитель подобных чемпионатов, который использовал только собственный голос! На последующих многочисленных американских чемпионатах выигрывали только с использованием манков.
Это немного из истории, а теперь об устройстве современного утиного или гусиного манка. Манок состоит из 4-5 основных частей. Ствол, вставка (или горн), которая вставляется в ствол. Вставка/горн может быть выполнена заодно с тоновой доской, чаще всего у утиных манков (Стиль Арканзас), у гусиных манков тоновая доска вставляется в горн и вместе с язычком закрепляется пробкой. У тоновой доски, выполненной как одно целое вместе с горном, язычок вставляется в специальное углубление и также закрепляется пробкой.

В качестве материалов для изготовления манков более всего используются акрилики (оргстекло) и твердые породы деревьев, в качестве пробки – натуральная пробка или кедр. Есть особые породы деревьев – палисандры (Cocobolo, African Blackwood), которые обладают уникальными резонансными свойствами и используются для изготовления самых богатых звуком манков. В случае выбора пластикового или деревянного манка надо исходить из того, что манки, выполненные из акрилика, совершенно не боятся влаги, при этом правильно сконструированные и сделанные, они обладают очень неплохим звуком. Охотникам, которым требуется самое отличное качество я порекомендовал бы манки, изготовленные из палисандра или, как минимум, вставка и тоновая доска такого манка должны быть сделаны из палисандра. Вставка, тоновая доска и язычок, это три главные детали манка, которые определяют его звук.
Такие манки из дерева требуют особого ухода: после охоты манки следует разбирать на две части, разделяя вставку и ствол и аккуратно протирать сухой тряпочкой, старясь не погнуть язычок. Также следует протирать манок льняным маслом или обрабатывать ваксой на основе пчелиного воска или воска карнаубы. Не следует хранить такие манки вблизи нагревательных приборов и на солнце, а после длительного хранения обязательно проверять насколько плотно во вставку вставлены тоновая доска с язычком и пробкой. При правильном уходе деревянный манок сохраняет свои рабочие качества десятилетиями.
Все сказанное выше относится в первую очередь к манкам, изготовленным вручную, т.е. к кустарным. Купить хороший манок и, тем более, дешевый заводского изготовления – увы, таких чудес не бывает. Основными производителями кустарно изготовленных манков, безусловно, являются американцы. Годовой оборот продажи только утиных и гусиных манков достигает в США нескольких миллионов долларов. Утиные и гусиные манки являются объектами коллекционного собирательства, а стоимость особенно редких, антикварных манков достигает нескольких тысяч долларов.
Какие именно манки делают американские кустари? В первую очередь, это утиные манки на крякву – утку, особо почитаемую охотниками в США. Это может быть двуязычковый (double reed) или одноязычковый (single reed) манок. В двуязычковом манке два язычка из майлара (пластик) разной толщины находятся друг над другом. Это самый простой способ получить наиболее близкий по звучанию к кряковой утке манок. Мастера своего дела – победители различных американских состязаний - не просто используют два язычка разной толщины из майлара, а стачивают пластик в определенных местах, добиваясь ещё более правдоподобного звука и возможно характерного именно этому производителю.
Недостатком двуязычковых манков является их частое залипание и относительно тихий звук. Залипание язычка, это когда резко меняется звук, это бич любого манка. Но, например, у одноязычкового утиного манка он происходит реже, а в некоторых случаях такие манки вообще лишены этого недостатка. Многие профессиональные охотники-проводники в США предпочитают именно одноязычковые манки на крякву.
Второй вид наиболее популярных в США манков, это гусиные манки на Канадскую Казарку. Эти манки относятся к классу короткоязычковых (short reed) инструментов. К сожалению, этот гусь практически не представлен на территории России, поэтому я не буду на нем останавливаться, но для того, чтобы вы по ошибке не купили такой манок должен сказать, что такие манки имеют обозначение, как "Сanada Goose", "Canada Honker" или просто "Honker". Кратко их можно охарактеризовать, как манки, работающие в основном на высоких тонах, с питчем - резким переходом, что не характерно для истинных гусей рода Anser (серый гусь, гуменик, белолобый большой гусь).
Третий вид манков представленных в США: манки на Белолобую Казарку - Пискульку. Такие манки имеют название "Whitefronted Goose" или "Specklebelle" (Speckle Belle). Кстати, первое название такого манка не совсем точное поскольку разница между Белолобым Большим гусем (Whitefronted Greater) и Белолобым – Пискулькой (Whitefronted Lesser) очень большая. Если вы покупаете такой манок, то стоит уточнить какой именно гусь имеется в виду. Мне удалось найти в интеренете единственного производителя кустарных манков на белолобого большого гуся в США, эти манки были относительно недорогие ($60), но качество звука оказалось никуда не годным. Возможно чуть лучше, чем у фабричных манков.
Что касается Белолобого Большого гуся, то как вид он представлен в США, но в значительно меньшем количестве, чем Канадская Казарка, и не является популярным объектом охоты, поскольку считается, что подманивать его сложно (!).
Где покупать кустарно изготовленные манки? Для этого достаточно в любой поисковой системе набрать следующие словосочетания: Goose Call или Duck Call, и вы получите сотни ссылок на различных производителей и магазины, торгующие манками. Как правило, кустари имеют свои собственные сайты в сети и сами торгуют манками. Здесь обязательно стоит обратить внимание на первую страницу сайта и найти хотя бы какие-то звания и места, которые занимали на чемпионатах эти манки. Дело в том, что в США ежегодно проводится до десятка различных состязаний, и имена лучших производителей манков известны всем интересующимся данным вопросом.
В США очень развита продажа комплектующих частей для изготовления манков, поэтому изготовителем-кустарем может стать практически каждый. Наверняка среди начинающих или не участвующих в чемпионатах кустарей есть одаренные и талантливые люди, но в данном случае прослушивание прикрепленных к сайту звуковых файлов является обязательным требованием при приобретении манка, поскольку халтурщиков хватает и там, их много, а по-настоящему хороших манков, к сожалению, мало. Стоимость хорошего утиного или гусиного манка в США начинается со 150 долларов. В последнее время есть тенденция уменьшения стоимости определенных моделей манков у хороших производителей до примерно 100 долларов за счет использования станков с программным управлением при производстве основных деталей с последующей ручной доводкой, но я лично не тестировал эти манки, поэтому в данном случае можно уповать только на имя производителя.
Таким образом, в США российский охотник может приобрести качественный манок на крякву и на белолобую пискульку.
Что делать с гусиными манками на серого, гуменика и большого белолобого? Заполнить этот пробел можно следующим образом. В отечественных охотничьих магазинах продается достаточное количество американских манков фабричного изготовления класса длинноязычковых на Белолобого Большого гуся (Whitefronted). В оригинале такие манки обладают очень глухим звуком на низких тонах, "выдувать" звуки из такого манка достаточно сложно, поскольку требуется достаточное количество воздуха.

В качестве язычка в таких манках используется майлар черного цвета, этот язычок надо заменить на другой, предварительно отметив иголкой и рисками месторасположение язычка относительно тоновой доски и положение пробки относительно тоновой доски. В качестве нового язычка можно использовать прозрачный майлар, который используется для изготовления упаковок для различного рода продуктов, кондитерских изделий и, например, батареек. Толщина материала в среднем должна быть 0,25 мм, форма язычка должна соответствовать форме оригинального язычка. Попробовав несколько различных вариантов различной толщины, возможно, вы добьетесь более сносного звука на низких частотах.
Другим и более подходящим для этого материалом является армированный стеклотканью пластик, используемый для производства печатных плат. Но в этом случае вам придется поработать надфилями, поскольку найти этот материал нужной толщины (0,2-0,25 мм) невозможно.
Другим альтернативным вариантом, который избавит вас от ненужных хлопот, является приобретение гусиных манков марки Stravinski . Но здесь я бы должен скромно промолчать, поскольку именно я являюсь производителем этих манков с 1998 года.
Теперь о самом главном – как извлекать звуки
Самое первое и основное правило при использовании любого манка, пытаться повторить то, что слышишь в природе. К счастью, гуси и утки достаточно разговорчивы и практически любой охотник без труда отличит звуки кряковой утки от посвистывания свиязя. С гусями сложнее. Если большинство российских охотников без труда определяет что это гуси, то определить какие именно гуси, как правило, затрудняется.
Сначала о манке на крякву. Извлечение каждого отдельного кряка выполняется путем незначительного приоткрывания ладони, расположенной на горне. Большой и указательный пальцы охватывают горн, а остальные пальцы образуют продолжение горна. Закрывать и открывать горн слишком сильно не стоит – у вас получится кваканье, а не кряканье. Спокойные и нежные чередующиеся три-четыре кряка, это основной прием при использовании такого манка, именно таким образом работает кряковая весной, привлекая внимание селезня или летом-осенью, подзывая выводок. Медленный "хохот" – чередующиеся и постепенно затихающие продолжительные 2-3-4 кряка, это сигнал "все отлично, все прекрасно и спокойно", также используется при работе с кряковыми.
Вы можете послушать также звуки утиных манков, которые есть на американских сайтах, но не пугайтесь. Если по тембру звучания русские и американские кряквы практически идентичны, то разговаривают они, по всей видимости, на несколько разных языках. Затем большинство американских звуков построены таким образом, чтобы показать все возможности манка, подчинить звуки природы упорядочиванию, чтобы усладить слух простого неискушенного обывателя.
Работа на гусином манке, на мой взгляд, является несколько более сложной, поскольку гусиный манок, это практически язычковый музыкальный инструмент и требует определенной подготовки. Длинноязычковый манок работает в двух октавах, низкой и высокой. В каждом из двух октав частота манка может несколько меняться путем увеличения или уменьшения потока воздуха, протекающего сквозь манок, а также путем закрытия или открывания ладонью горна. В руке манок держится так же, как и утиный – большим и указательным пальцем за горн, а остальные три пальца работают, закрывая и открывая отверстие горна.
Продувая манок воздухом, не стоит раздувать щеки: работают животом. Когда вы начнете правильно извлекать звуки, вы поймете, что это именно так. Пропуская небольшое количество воздуха, вы извлекаете низкий звук. Это основной звук гусей рода Anser. Именно такие звуки издают гуси на кормовом поле, изредка вскрикивая и переходя на высокие. Если, извлекая из манка низкий звук резко форсировать скорость потока воздуха, то вы перейдете на высокую октаву. В низкой и высокой октаве, несколько меняя скорость протекания воздуха сквозь манок, можно достичь различных оттенков звучания и тембра. Можно извлечь очень высокие тона звучания, если полностью закрыть манок рукой и резко пропустить воздух.
Одним словом, выберите удобное время и место, чтобы не травмировать окружающих и особенно родственников, и тренируйтесь, тренируйтесь больше, старясь уловить все тонкости и возможности вашего манка. Даже просто извлекая резкие звуки, переходящие из низкой октавы в высокую , вы уже имитируете гуся, тембр хорошего манка соответствует тембру звучания гусей. В сети вы можете скачать различные варианты крика живых гусей и пытаться их повторить.
Теперь о каждом гусе отдельно.
Серый гусь – считается прародителем домашних гусей и "песня" серого гуся очень похожа на эти "металлические" или, если хотите "пластиковые" низкие звуки, которые несутся с деревенских дворов. Серый гусь предпочитает общаться в основном в низком диапазоне, лишь изредка переходя на высокие . Какой-то особой закономерности в повторяемости этих звуков я не заметил, он их распевает как хочет, иногда растягивая, а иногда просто повторяя один низкий звук за другим. На серого гуся манок должен быть настроен несколько ниже, чем на гуменика и, тем более на белолобого, но манок, настроенный на гуменика является универсальным и на серого, и на гуменного гуся.
Звуки гуменика подчинены определенной закономерности, особенно в полете. В низком диапазоне гуменик издает повторяющиеся короткие звуки, а в высоком сдвоенные высокие. Именно по этим высоким сдвоенным звукам можно всегда безошибочно определить стаю гумеников. Имитация именно этих звуков используется, чтобы обратить внимание далеко пролетающих гусей на ваши чучела или профиля. При приближении стаи желательно работать в низком диапазоне, издавая не столь громкие звуки, а когда стая желает приземлиться, извлечение звуков должно быть очень аккуратным и негромким. В таких случаях стоит прикрыть горн ладонью и направить горн вниз себе в грудь.
На большого белолобого гуся манок должен быть настроен повыше, чем на гуменика или на серого. На высоких тонах звуки белолобого иногда напоминают звуки пискульки, но они не столь нежные, как у последней. Подлетающая стая белолобых звучит, как на низких, так и на высоких тонах, но в общем и целом, эти звуки несколько напоминают какофонию, но, конечно, не компанию галок, которую создают стаи белощекой казарки.
В общем и целом привлечение стаи любых гусей из вышерассмотренных должно подчиняться одним и тем же правилам: громко и разнообразно при работе на дальней дистанции и постепенным затуханием и переходом на низкие при подлете и посадке.
Я не являюсь первоклассным исполнителем на манке, что вы можете легко понять из записанных мною звуков, но и эти скромные звуки позволяют мне привлечь гусей на дистанцию уверенного выстрела или даже посадить гусей в чучела и получить максимальное удовольствие от охоты с манком.
Поверьте мне, это и есть настоящая охота!
Геннадий Шарко (Стравински)
Тема на форуме по изготовлению гусиного манка.
источник
1 комментарий
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.